Борис Жутовский
ХРУЩЕВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ
1971
Графитный карандаш
75x55
ПОСЛЕДНИЕ ЛЮДИ ИМПЕРИИ
Так назвал Фазиль Искандер уникальную в истории не только российского,
но и мирового искусства серию из двух сотен графических портретов видных
деятелей второй половины 20 столетия, писанных с натуры. Со многими из
них художник Борис Жутовский был в хороших личных и даже дружеских отношениях.
Это позволило портретисту уловить их характерное сходство на глубине,
не доступной на уровне чисто визуальном, а элементы шаржа реализовали
авторскую манеру, которую можно назвать ироническим реализмом. С главным
портретистом эпохи удача свела меня в галерее другого мастера современного
искусства Юрия Миракова, свела в неформальной обстановке и дала возможность
ощутить обаяние, коммуникабельность и оптимизм этой легендарной в нашем
многострадальном искусстве личности, а после рюмки русского национального
напитка мне удалось получить ответы на казалось бы уже безнадежно покрывшиеся
пылью истории вопросы из первых уст. Осознал ли последнюю в череде своих
глобальных ошибок в ранге лидера нашего государства Никита Сергеевич и
каялся ли на закате жизни?.. Прощения, конечно, не просил, но само приглашение
за несколько месяцев до ухода на суд божий — как оказалось – очень
похоже на раскаяние. «Да я туда и ехать не собирался, Борис», — признался
тогда Хрущев художнику. Оказалось, провозя его «ненароком» мимо Манежа,
московские функционеры уговорили зайти посмотреть на новое искусство,
а проводя по выставке, кто-то из ЦК сказал: «Сталина на них нет!» Вот
и вспылил на художников могильщик сталинизма, хотя злился, по его
словам, на свое ностальгирующее по репресиям окружение. Хорошо продуманная
«случайная» встреча вождя с искусством ускорила назревавший переворот,
организатор совнаркомов и новатор сельского хозяйста, до этого рассоренный
с производственниками, строителями и крестьянами, теперь лишался поддержки
интеллигенции и Хрущева можно было убирать вместе с кукурузой. Вот что
бывает с тем, кто не ценит волшебную силу искусства. Более того,
судьба нагримасничалась вдоволь и погодя. Хрущев непроизвольно сделал
авангарду мощную всемирную рекламу, мало кому известные художники открыли
на удивление миру целый пласт альтернативной соцреализму российской культуры
и именно разнесенные Хрущевым Эрнст Неизвестный и Борис Жутовский, но
уже художники с мировыми именами, увековечили опального главу СССР памятником
на надгробной плите. В отличии от авангарда, нет уже не только клеймившего
абстрактное искусство оратора и сменившей его элиты, но и самого государства,
с высокой трибуны которого указывались судьбоносные пути. Помните,
господа-товарищи власть имущие, что империи проходят (по этим самым судьбоносным
путям), а искусство — вечно. На вернисаже в честь 70-летия Бориса Иосифовича
Жутовского мне опять довелось встретиться с художником, он оптимистично
воспринял предложение об участии в интернет-проекте с другими мастерами
современного искусства и мы рады представить работы художника в нашей
Галерее знатокам и любителям искусства. В свою очередь давних и новых
поклонников его таланта приглашаем на персональный сайт Бориса Жутовского
www.zhutovski.ru,
где кроме обширной галереи его работ есть литературный раздел и ждет много
интересного любителей истории и мемуаров.
5/7/2004/Писарь/Сергий
Арт-Петербург — окно в искусство
музеи союзы художники картины живопись графика скульптура архитектура
дизайн фото
портрет пейзаж натюрморт жанр классика авангард продажа картин PR-проекты


|